Статья для тех, кто решил взять на работу родственника

Если в некоторых странах существует запрет на работу родственников в одной компании, то в России «кумовство» в деловой среде — скорее традиция, чем исключение. Порой главы малых или средних предприятий считают членов семьи лучшими кандидатами на трудоустройство, так как провели с ними не один уик-энд или обед, а то и вовсе живут под одной крышей. Но эта коробочка с двойным дном. Рассказываем, с чем могут возникнуть сложности.
Дарья Скорых
Дарья Скорых
автор статей

⏱ Время прочтения — 10 минут

Нам часто кажется, что мы знаем близких достаточно хорошо. Настолько хорошо, что готовы доверить им место в компании, которой управляем, ведь свой человек не подведёт! Справедливо уточнить, что нередко такие ожидания вполне оправдываются — и родственник действительно оказывается профессионалом с большой буквы. Но иногда становится очевидно, что по разным причинам расчёт не сработал — и в коллективе теперь балласт. Единой формулы успеха для управленцев тут нет, но ясно одно: нанимая на работу родственника, вы должны понимать, что придётся всё время маневрировать между задачами хорошего менеджера и тонкого психолога. Да, забегая вперёд, можно сказать, что это история о постоянной смене ролей и соответствии им. Для вас и вашего родственника.

Не начальник, а родня

Одна из возможных скрытых угроз такого найма — формальное отношение родственников к своим обязанностям. Они горят работой на стадии обсуждения, но как только получат оффер и окажутся в вашем подчинении — искренне удивляются, что от них действительно требуют выполнять реальные задачи. Границы ролей в этом случае размываются: вы всё ещё мама и дочь, к примеру, а не шеф и сотрудник. А разве маму можно нагрузить работой? Для такой категории подчинённых офис — всего лишь продолжение домашнего пространства, где, по их мнению, действуют те же правила общения.

Статья для тех, кто решил взять на работу родственникаУ меня был опыт, когда я нанимала маму администратором, а также сестру — преподавателем, но пожалела об этом позже. Решающим фактором был не их опыт, а желание помочь. Само собой, я очень лояльно подошла к их кандидатурам. В бизнесе в целом и в каждой компании отдельно есть определённые правила, а родные — это люди, которые не очень-то привыкли тебе подчиняться. Произошло смещение контекста: когда я пыталась говорить им, как и что делать, они достаточно остро на это реагировали. Был и тонкий момент с деньгами, когда не устраивала зарплата и возникал открытый конфликт с семьёй. Словом, я поняла, что испытываю ужасные ощущения, работая с мамой и сестрой, давая им указания. Вроде они выполнялись, но...
Мама вообще не понимала тогда, что от неё хотят: устроила на работе семейный очаг, приносила всем еды. Всё было замечательно, кроме того, что работа не выполнялась — и я сама была вынуждена за неё взяться. При этом высказать ничего не могла, так как понимала, что маму это ранит, а зарплату приходилось платить. Со временем я нашла способ мягко ей сказать, что нашла другого специалиста, и поблагодарила за помощь. Деловое и личное разделить не удалось, и я решила, что больше работать с родственниками никогда не буду.
Ани Нагапетян, учредитель академии «ПроГолос»

Кстати, уволить члена семьи не всегда так легко. Родство связывает руки: по соображениям совести даже самый жёсткий руководитель может долго не решаться разорвать трудовой договор с родственником, пусть он и слабый кадр. Юридически это право есть, но в сознании обоих существует некий иммунитет.

Предположим, что до разговора об увольнении дело всё же дошло. Но, если такой работник любое замечание по работе воспринимает как личное оскорбление, представьте в какую плоскость выльется предложение об уходе. Конечно, судебную тяжбу за должность с вами он, скорее всего, не затеет, но эмоциональная амплитуда конфликта может отрикошетить и в коллектив, и вовлечь всю вашу семью. Стоит ли говорить, что отношения в ней рискуют быть испорченными? Кроме этого, может пострадать и ваша репутация, как руководителя.

Может показаться, что мы сгущаем краски, но опыт отдельных директоров небольших компаний, которые успели поработать едва ли не с половиной своей семьи, показывает, что основания так считать есть. Некоторые годами строят бизнес друг с другом в такой атмосфере, где любая планёрка превращается в поле для личных претензий. «Железная» договорённость соблюдать субординацию и родственниками быть дома, а на работе — коллегами, испаряется.

Статья для тех, кто решил взять на работу родственникаЯ принимала на работу члена семьи и решающими были его квалификация и доверие к нему. Но если бы у меня была возможность нанять кого-то другого с таким же опытом и навыками, я бы этим воспользовалась. Теперь я категорически против таких решений. Если есть выбор других квалифицированных специалистов, которых можно взять на ту или иную должность, не стоит приглашать на работу родственника. В таком случае остаётся возможно управлять, наставлять и в целом вносить коррективы в деятельность сотрудника.
Сейчас у меня также в подчинении есть родственник. Всегда ждёшь от него полной отдачи и рассчитываешь, что не будет обмана. А он, в свою очередь, рассчитывает на преференции и поблажки в работе. Я свободно могу сделать замечание с позиции руководителя и сказать, что не так. Но все слова воспринимаются искажённо, родственнику кажется, что это переход на личности. Всегда приходится объяснять, что сейчас мы разговариваем не как двоюродные брат и сестра, а как руководитель и подчинённый.
Я была и в обратной ситуации, когда руководителем был мой отец. Требования ко мне всегда были строже. Критика могла быть как в присутствии коллег, так и дома. Отсекать не получалось. Если речь про семейный бизнес, невозможно это разделить — любая проблема рабочего характера будет обсуждаться в кругу семьи.
Светлана Матюшкина, директор фермы

Выходит, что на ненужные склоки утекают время и внимание, которые и руководитель, и работник могли бы направить совсем в другое русло. Очевидно, что процессы компании замедляются, качество продукта или услуг падает.

Статья для тех, кто решил взять на работу родственникаЭто непрерывная работа над субординацией и выстраиванием границ. Ты постоянно тратишь на это энергию. Надо думать о стратегии компании и её развитии, а не о том, как сказать человеку что-то по работе, чтобы его не обидеть. А если ещё твою компанию будут обсуждать за семейным столом? Да и спрос другой совсем будет с такого подчинённого. Всё равно будешь позволять больше, а другие сотрудники будут напрягаться. Вероятно, им будет казаться это несправедливым.
Другой вопрос, когда вы в партнёрстве с близким человеком создаёте компанию. Но и тогда может возникнуть кризис. У нас так с мужем было, мы постоянно ругались. Примерно на пятый год существования бизнеса пришлось сесть и заново распределить обязанности.
Евгения Бобылева, управляющая компании АЕ ПРИНТ

Эмоциональный интеллект как залог успеха

Впрочем, если взглянуть на деловое общение как на обычную коммуникацию между людьми, чем базово оно и остаётся, то станет понятно, что здесь годятся классические правила. Экологично и эффективно делить одну на двоих работу с родственником можно вполне удачно, если вы оба отодвигаете свои привычные роли, осознаёте важность вклада каждого и готовы брать на себя ответственность за свои решения. В случае такой взаимоосознанности дело принесёт не только прибыль, но и общее удовлетворение.

Статья для тех, кто решил взять на работу родственникаУ меня был опыт работы с мамой. Но тогда иерархия не была такой строгой, что я руководитель, а она подчинённый, — просто идея о сотрудничестве была моя, и пригласила её я. Было очевидно, что у мамы достаточно знаний и навыков для подобного дела. Думаю, мы работали скорее в партнёрстве: у нас были продуктовые магазины, мы занимались оптом фруктов и овощей, и было полное взаимопонимание. Мы поддерживали друг друга и интуитивно распределили функционал, сразу договорились, кто чем будет заниматься, поэтому вопросов не возникало. Доверие было всегда, а прибыль просто делили пополам.
Конечно, смешение личного и делового было. Например, мы много хохотали на работе, но это не мешало процессу. Как только нужно было решить какой-то серьёзный вопрос, мы полностью включались в это и общались как бизнес-партнёры. Почему у нас всё тогда получилось? Потому что мы любим друг друга.
Марина Токарева, основатель клининг-сервиса «Свои»

Такой положительный опыт расширяет бизнес-сознание, и семья в контексте предприятия действительно становится цепочкой звеньев, где каждому есть место и дело, где каждый важен. Пожалуй, так и появляется если не образцовый, то всё равно вполне успешный и комфортный для всех его участников семейный бизнес. Слияние ролей неизбежно происходит и в таком случае, ведь дома и на работе у вас примерно один качественно-количественный набор. Но, похоже, в случае с династиями профессионалов каждый просто ставит общее дело чуточку выше личных интересов — и «состав» идёт строго по рельсам, хорошо развивая скорость.

Статья для тех, кто решил взять на работу родственникаПосле опыта с мамой я бы и сейчас согласилась нанять родственника на работу. Скажу больше: это моя давняя идея. Меня всегда прельщает подобная практика в Европе, например, где распространено семейное дело. Я всё время взвешиваю все за и против такого решения и размышляю над тем, сойдёмся ли мы со старшим братом, к примеру, поэтому не исключаю такой план. Уж очень он мне нравится!
Почему? Я думаю, что одному идти быстрее, но вместе с близкими появляется возможность идти дальше. Здесь есть и фора доверия. Я ценю семейные взаимоотношения и не имею ничего против них на работе. Коллектив для меня тоже семья, и мне кажется вполне логичным взять в него кого-то из моих настоящих родных. Если это близкий человек, мне тепло от этой мысли. Я понимаю, что есть команда и что не одной мне нужно это дело. Понимаю, что мои дети или дети моих родственников теоретически могли бы продолжать общий бизнес. То есть им когда-то можно передать это дело.
Марина Токарева, основатель клининг-сервиса «Свои»

Определиться с мотивом

Для тех, кто находится в стадии принятия решения — брать на работу родственника или нет, необходимо задать себе ключевые вопросы, чтобы понять, какой в этом основной мотив. Совершенно логично, если ваш родственник — единственный на всю округу профессионал в пусконаладке каких-нибудь станков, к примеру, нанять именно его. А то, что вы ещё и родня — просто совпадение. Но когда соискателей на эту должность достаточно, не торопитесь с выбором и постарайтесь предусмотреть все возможные трудности от такого сотрудничества, справляться с которыми, как главному, придётся всё же вам.

В том случае, если вами руководят желание спасти, помочь исправить финансовую ситуацию или просто чувство долга, вызванное узами крови, тоже остановитесь и подумайте. Примеры из психологии учат нас тому, что спасательско-жертвенная парадигма отношений — не лучший вариант. Специалисты не советуют брать на себя роль благодетеля: ваших вложений (самых разных, от материальных до душевных) может быть много, а отдача, то есть эффективный труд взамен не гарантирован.

Статья для тех, кто решил взять на работу родственникаЧто касается чувства долга и желания помочь, то это, конечно, благородно. Но, на мой взгляд, людям лучше давать удочку, а не рыбу. Если человеку не придётся прилагать никаких усилий, чтобы найти работу, он не станет её ценить. Сначала, конечно, он будет очень благодарен, но потом пройдут те ощущения, когда он боялся остаться без работы, и от благодарности не останется ничего.
Екатерина Поляк Залота, практикующий психолог, гештальт-терапевт

Родственник уже в штате — как себя вести?

Если вы уже в одной рабочей лодке с тётей, дядей, братом, сватом, мужем или женой, возникает вопрос, что делать, чтобы оставаться адекватным руководителем, поддерживать корпоративный настрой и бонусом не испортить отношения в семье. Психологи советуют всё время помнить об идентичности, в которой вы находитесь на работе или в семье и возвращать себя, в нужную каждый раз, когда чувствуете, что хочется мужу-подчинённому напомнить, что он не только отчёт закрыл плохо, но ещё и посуду после завтрака не помыл.

Сито аргументов в рабочих спорах не должно пропускать те, что вы можете сказать как родственник. В конфликтной ситуации спрашивайте себя: на кого я злюсь сейчас — на сотрудника или родственника? Навык приходящий и непростой — его всё время нужно поддерживать. Но это поможет не скатываться в субъективную оценку на рабочем месте.

Статья для тех, кто решил взять на работу родственникаЭто двойные отношения. В них нет ничего страшного, если я готов прилагать усилия, чтобы отделять роли человека, переключаться. На работе у меня включается одна сторона личности — я руководитель и веду себя соответствующе. Дома — другая. Хорошо бы, чтобы эти две идентичности у человека были осознаны, а иначе будет путаница. Не думаю, что результат общей работы будет хуже, если у начальника в подчинении будет родственник. Мы знаем много примеров, когда династии работают хорошо. Я и в издательском деле такие встречала, и в консалтинговом, и семьи хирургов бывают хорошие или психиатров. Поэтому сказать однозначно нельзя, но нужно понимать, что если я беру родственника в свою компанию, то у нас обоих будет общая задача — отделять личные отношения от рабочих. Это достаточно серьёзная эмоциональная нагрузка.
Екатерина Поляк Залота, практикующий психолог, гештальт-терапевт

Ещё одно табу — на семейные темы с родственниками в офисе. И уж тем более подобным разговорам лучше не долетать до ушей других ваших подчинённых. Само собой, люди понимают, что вы друг другу кем-то приходитесь, но явно рассчитывают на то, что личные вопросы вы оставите «за бортом» и найдёте для них время вне работы. В противном случае они способны вызвать раздражение или, наоборот, нездоровый интерес к вашей жизни, а это уже не про этику и деловую гигиену.

Если вы всё же решили, что родственник будет работать на вас, отнеситесь к нему как к равному другим сотруднику. Вам предстоит соблюдать баланс: не спрашивать с него больше, чем нужно, пользуясь вашей близостью, но и не попустительствовать. Отныне он станет для вас таким же человеком в штате, как и все остальные, а значит, и внутренний кодекс компании будет распространяться на него, без каких-либо исключений. Если придерживаться этой линии с первых дней, шансы на взаимопонимание высоки.

________________________________________
Мы не говорим, что работа с родственником — невыполнимая задача, но она точно «со звездочкой». Прежде чем принять такое решение, составьте чек-лист ваших мотивов и компетенций родственника и пройдитесь по каждому пункту. Оцените перспективу настолько, насколько это возможно, и будьте с собой честны. Представьте, что подписываете контракт с кучей сносок мелким шрифтом, и не пропускайте ни одной. Конечно, успех сотрудничества даже в таком индивидуальном случае всегда будет зависеть не только от работодателя, но и от работника. Но пульт управления — у вас!

К другим статьям